Учимся общаться

Учимся общаться

учимся общатьсяСегодня мы с вами учимся общаться, постигая азы позитивной психологии. Наверное, дам самый неоригинальный совет: не бойтесь говорить друг другу комплименты, вообще не бойтесь говорить друг с другом. Но ради всего святого, забудьте о том, что такое спор, а тем более – что такое выяснение отношений. Если вы начали выяснять отношение, считайте, что на этом ваши отношения закончились, наступило время судебной тяжбы. И если ваш партнер, не дай бог, затеял спор или выяснение отношений, не теряйтесь и не поддавайтесь на эту его минутную слабость. Выслушайте спокойно все, что он вам скажет, дайте ему возможность выпустить пары, а потом просто смотрите ему в глаза (только чур, без осуждения, без презрения и недовольства). Вы увидите его смятение, ведь он, положа руку на сердце, ничего такого не хотел вам говорить, «просто так получилось». И вы покажите ему свое расположение, ведь вам хорошо известно: нет лучшего способа обезоружить «противника», чем не ответить на его предложение «поиграть в войнушку».

Нас, к сожалению, не учили искренне говорить приятные и милые вещи, и мы не умеем этого делать – ком встает в горле, дыхание пресекается, язык немеет. И ведь мы лишаем себя самой приятной вещи в жизни: возможности восхищаться, выражать восхищение, сообщать собственную радостью. Если вы любите человека, если вы им дорожите, то вы не можете не испытывать чувства радости и восторга. Но что такое восторг, который мы не способны выразить? Он непременно глохнет и чахнет. Что такое радость, которую вы не имеете возможности сообщить другому? Она хиреет, как та цапля, — «цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла». И с другой стороны, какое счастье, когда тобой восхищаются, когда тебе радуются! Мужчины и женщины, старики и дети – все поголовно готовы отдать за минуту подобных реакций полжизни! Ну так зачем же держать любимых людей на голодном пайке, притом что это «кормление», во-первых, не потребует никаких усилий, а во-вторых, так приятно для самого восхищающегося и сообщающего свою радость?!

Совершенно естественно, что мы хотим сделать человеку приятное. Но если вы собираетесь сделать человеку что-то приятное, вы должны предварительно выяснить, будет ли это – то, что вы собираетесь сделать, ему приятно. Когда кто-то восклицает: «Я столько для него сделал, а он…», всегда встает вопрос: а было ли в этом «столько» хоть что-то, в чем «осчастливленный» испытывал потребность? Возможно, все эти «любезности», оказанные ему нами, были для него не только никакими не любезностями, а напротив, самыми настоящими обременениями. Утверждать потом, что ты потратился, а он не был тебе благодарен, это все равно, что говорить: «Я потратил столько сил, а он, видите ли, недоволен!» А кто будет доволен обременением? Никто, как бы вы ни уверяли обремененного, что эта затея далась вам с большим трудом.

Единственный род высказываний, которые могут быть признаны «универсально-приятными» для любого человека – наши искренние и эмоциональные сообщения, содержащие в себе описание нашей радости, нашего восхищения, обожания, признания и т.п. Что ж, по крайней мере, одно вы знаете точно: если вы говорите человеку приятные вещи, ему не может не быть приятно. А что значит приятно?  Это значит, что вы, выражаясь грубым физиологическим языком, даете ему «положительное подкрепление», т.е. формируете у него связанный с вами условный рефлекс позитивного содержания. Единственное, о чем нужно помнить, так это о том, что комплимент комплименту рознь – то, что нам кажется комплиментом, для кого-то напоминание о его недостатках. Например, подросток считает, что он слишком высокого роста и тяготиться этим. Опрометчиво говорить ему: «Ах ты, какой молодчина! Вымахал-то!» — он, скорее всего, обидится. Так что с комплиментами нужно быть очень осторожными. Если вы не уверены, то лучше просто скажите, что вы «очень рады», и можете даже не уточнять, чему именно, получивший такое сообщение сам придумает причину.

Не скупитесь на похвалы. Помните, что когда вы неважно отзываетесь о чем-то, что сделал человек, он испытывает неприятные ощущения, которые ассоциируются не с  тем, что он сделал, а с вами, лично с вами. Нужно ли вам это? Вряд ли. Поскольку, если что-то сделано, то в полной мере это сделанное назад не воротишь. А вот оказаться на «плохом счету» — участь незавидная, ведь в следующий раз вас будут слушать еще меньше, а потом еще меньше, а вслед за этим – вообще перестанут слушать. Вы будете сотрясать воздух, вызывая тем самым только тоску или раздражение.

Поэтому будьте предусмотрительными: источайте благожелательные отзывы. Даже если кто-то сделал что-то не так, а ваша рекомендация имеет своей целью поправить сложившееся положение дел, сосредоточьтесь не на оценках, а на обсуждении вариантов решения проблемы. Если дело не поправишь, скажите: «Есть нюансы, но в целом, все нормально. Ничего страшного не произошло.» А лучше вообще почаще говорите, что «все хорошо», в этом случае это «хорошо» будет ассоциироваться с вами, и в дальнейшем вы сможете в большей степени влиять на ситуацию. В конечном итоге важно не то, что произошло, а то, что будет происходить, так что работайте на перспективу.

Никогда не критикуйте других людей. Никому и близко не нужна наша критика, кто бы и как бы о ней ни просил. Если нас просят о «критике», то имеют в виду ожидание предложений, вариантов решения проблемной ситуации. И вы, со своей стороны, желая оградить себя от критики какого-нибудь лица, вполне можете ему сказать: «Я в некоторой растерянности. А как мне лучше было бы поступить?». И как только ответ будет вами получен, не дожидайтесь, пока критикан снова вернется к своим пафосным обвинениям и прочей укоризне, сразу же говорите: «Это хорошая мысль. Я так и сделаю или Я подумаю, как лучше это сделать». Проявляйте доброжелательность – это всегда привлекает людей, это всегда импонирует, но никогда не заискивайте и не занимайтесь самобичеванием. Помните, что по-настоящему уважают только тех, кто сам себя уважает.

Кстати говоря, проявление восхищения – один из самых простых способов пробудить к себе интерес. Люди, в общей своей массе, непривычны к проявлениям восторгов и любят высматривать недостатки, а не достоинства. Вот почему всякий, кто способен открыто демонстрировать свою радость и восхищение, автоматически вызывает к себе неподдельный интерес. Вы грубо говоря, заставляете человека задуматься над вопросом: «Что же он там такое увидел, чем так восхитился?» И если вы найдете хотя бы пару доводов для обоснования своего восхищения, то непременно станете желанной «загадкой» для этого «пасмурного» субъекта. Короче говоря, дарите радость, сообщайте свою радость, вызывайте восхищение, сообщая свое восхищение, порождайте восторг, приходя в восторг. Подобная нехитрая политика – лучший способ радовать и себя, и тех, кого вы хотели бы радовать, чтобы радоваться.

Учитесь общаться, сообщая позитивные эмоциональные переживания. Поверьте, другим людям не так интересно то, что мы думаем, как то, что мы чувствуем. Впрочем, наши негативные, отрицательные чувства тоже никого не интересуют. Это вас печалит?..Бросьте! Слава богу, что наши «слёзы и сопли» никому не нужны! Когда они и нам перестанут быть интересными, тогда то и наступит настоящее счастье, которым, кстати, вполне можно будет поделиться с близкими людьми. Они, будучи нам по-настоящему близкими, лишь умножат наш эмоциональный дар, вернув его обратно сторицею.

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Запись опубликована в рубрике Рассуждения вслух. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Учимся общаться

  1. Ирина говорит:

    Очень познавательная статья! Мне кажется, в современные школы стоит ввести отдельным предметом культуру общения, правила поведения. Ведь приходишь в ужас от манер, стиля общения нынешней молодежи. Но не будем забывать главного — культура общения идет из семьи. Родители служат примером для своего ребенка во всем, и, вырастая, он, практически, копирует свою маму или своего папу. Так что, начните с себя, будьте доброжелательнее и приветливей, тогда вы увидите, сколько добрых и искренних людей вокруг!

  2. Елена говорит:

    Как мы часто не задумываемся о важности тёплого и искреннего общения! А восхищаться мы умеем ….. великими актёрами, художниками и т.д.! А вот муж, жена, друзья как-то в сторонке мнутся!
    А вот комплименты нужно уметь ещё и принимать. Как мы интересно иногда реагируем, услышав — «Какое красивое у Вас платье!», отвечаем — «Что Вы, что Вы, да оно совсем старое!» Мы пытаемся оправдаться.
    Иногда как-то боязно говорить комплименты, вдруг заподозрят в неискренности, в поиске какой-то выгоды («Как-то подозрительно, что-то много хороших слов мне наговорили. Значит чего-то от меня хотят!») Искренность — основа любого общения! Наверное, искренности тоже нужно учиться!
    Но для построения длительных отношений и хорошего позитивного общения нужно и много терпения, трения будут всегда, мы ведь разные.
    Конечно, Вы правы, всегда нужно в каждом человеке искать хорошее. У любого человека есть то, чем можно восхищаться! Просто у кого-то нужно копнуть поглубже. А кто-то отложил свои замечательные черты на «чёрный день»)))
    Люди иногда мучаются мыслью — «Ничего не оставил после себя, ничего великого не совершил. Умру, никто и не вспомнит обо мне!» Но если человек дарил тепло своего сердца, говоря добрые слова, настраивая на лучшее, никто его никогда не забудет, пусть ничего великого он и не совершил! В самые тяжёлые моменты своей жизни в памяти всплывают любимые лица, их добрые, ласковые слова и снова хочется жить и любить!
    Лия, большое спасибо Вам за ценные знания и такой позитивный настрой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>