Развитие речи детей и фольклор

Развитие речи детей и фольклор

развитие речи детей и фольклорСегодня в рубрике счастливые родители мы рассмотрим проблему развития речи детей и фольклор. Не секрет, что на сегодняшний день у многих детей дошкольного возраста бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Мы предлагаем, не нарушая естественного хода развития, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества.

Важным средством развития связной речи у детей выступает фольклор. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух ребенка. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры, к фольклору решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.

Потешки

Знакомство с народным творчеством можно начать для детей с потешек, колыбельных песенок. С этой целью мы рассматриваем вместе с детьми картинки, иллюстрации, игрушки и рассказываем о персонаже потешки, её особенностях, объясняя значения новых слов. Во время умывания, причёсывания детей можно знакомить с такими потешками, как «Водичка, водичка», « Расти коса до пояса».

Перед детьми важно поставить задачу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть её. Дети учатся двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком идет речь.

Можно изучить и обыграть такие потешки, как «Кисонька – мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом».

Сказки

С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям можно прочитать русские народные сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок — чёрный бочок, белое копытце».

После их прочтения дети узнают, что в сказках добро побеждает зло, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеиваются неряхи, воспитываются такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание. Затем можно провести игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки.

В ходе обыгрывания сюжетов из сказок, драматизаций дети учатся передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым), высказывать отношение к героям сказки, передавать их настроение. В процессе данной работы развивается речь, память, творческое воображение.

Можно использовать такой приём, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогают детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

Также с детьми можно придумать красивые прилагательные для характеристики героев сказок. Например, работая со сказкой «Заюшкина избушка» детям предложить рассказать – каким был зайчишка (маленьким, пушистым, хорошеньким, сереньким, добрым, веселым, грустным, трусливым).

Проводя игру «Действия героя», возможно пополнить словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д.. Предложить придумать концовку сказки с хорошим концом: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому».

В свободной деятельности детей можно использовать игры- упражнения:

- «Кто больше назовет зачинов?»

- «Кто больше назовет концовок сказок?»

- «Изобрази сказочного героя»

- «Скажи голосом сказочного героя»

Предложить составить словесную картинку к эпизоду, который больше всего понравился, рассмешил. Добиваться, чтобы в рассказах детей отмечались детали:

- А какого цвета были глаза у Машеньки?

- Как одета твоя Аленушка?

Сказки также помогают упражнять в правильном звукопроизношении.  Детям возможно предложить задания:

- Придумайте имена сказочным героям.

- В имени зайки должен быть звук [Ш]

- В имени лисы – звук [З]

- У зайки были игрушки в названии, которых есть звук [С]

- У мишки – со звуком [М]

Скороговорки

С целью развития речи детей можно использовать чистоговорки, скороговорки. Провести такие дидактические игры: «Угадай какой звук», «Определи, какой звук в начале, в середине и в конце», «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. В ходе таких упражнений совершенствуется речь детей, дети учатся четко выговаривать слова с определенными звуками, развивается фонематический слух.

Загадки

В процессе работы важно активно использовать и загадки. Сначала выставить игрушку и подобрать к ней загадку. Дети быстро отгадывают, ведь загадываемый предмет перед глазами. Позже показать ту или иную игрушку и спросить, какую загадку можно про неё загадать. В работе с детьми можно использовать загадки про явления природы, про живых существ, про предметы домашнего обихода, про животных и растений.

На прогулке, когда дети, например, наблюдают за птицами, деревьями или сезонными явлениями, предложить им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег), «Кричит «крак», всем червякам враг» (ворона), «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки).

Пословицы

В работе по обогащению и развитию речи также можно использовать пословицы и поговорки. С их помощью дети учатся четкому, звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

При первом знакомстве нужно определить, что детям уже знакомы многие пословицы и поговорки; представить понятие, что такое пословицы и поговорки; что они бывают на разные темы. На закрепление и лучшее усвоение с детьми провести игры: «Я начну, а ты закончи», «Соедини начало и конец», «Нарисуй картинку к пословице, поговорке».

Итак, мы рассмотрели возможности фольклора в развитии речи детей. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Фольклор – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Занимайтесь с детьми и будьте счастливы!

roditeli

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Запись опубликована в рубрике Счастливые родители. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Развитие речи детей и фольклор

  1. Елена говорит:

    А как детки то любят, когда с ними взрослые вот так время проводят!
    Удовольствие + польза!
    Очень богатый материал!

  2. Рустам говорит:

    Ничто лучше, на мой взгляд, не способствует развитию речи ребенка, как русский фольклор. Все мы читаем сказки детям и дома, и в садике; различные прибаутки, потешки, стишки мы используем, когда, например, умываемся утром («Водичка, водичка, умой мое личико…»), купаемся в ванной, гуляем по улице.Чем больше мы разговариваем с ребенком, тем богаче и разнообразние становится его речь.

  3. Руфина говорит:

    Спасибо за полезный материал. Взяла себе на заметку. Обязательно использую в своей работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>